ТОП Брянск

общественное мнение

Антиклерикальные выступления крестьян в Брянском крае в 1905 году

Крестьянские выступления против помещиков и царских, властей начались с февраля 1905 года в Воронежской, Курской, Орловской губерниях. К началу 1906 года волнений крестьян охватили уже около половины всех уездов центральной России. По подсчетам историков, в 1905—1907 гг. было 7185 крестьянских выступлений. Крестьяне разгромили и сожгли около 2000 помещичьих усадеб. Пламя крестьянского восстания бушевало в Саратовской, Тамбовской, Черниговской и других губерниях.

Широкий размах приобрело крестьянское движение на Брянщине. Только в Суражском уезде, входившем в то время в состав Черниговской губернии, в 1905 году было разгромлено 35 помещичьих имений.

В Новозыбковском уезде, в революционной борьбе с помещиками приняли участие жители Манюков, Внуковичей, Синего Колодца, Спиридоновой Буды, Малого Кривца, Белого Колодца, Карпиловки, Больших и Малых Щербиничей.

Церковь выступала против революционного движении крестьянства, решительно вставала на защиту земельной собственности помещиков. Иначе и не могло быть. Церковь сама была всесильным землевладельцем.

Духовенство активно содействовало царизму в подавлении революционного крестьянского движения в 1905— 1907 гг., оно выдавало революционно настроенных крестьян властям, занималось провокациями и шпионажем.

Многие священники, прикомандированные к воинским частям, участвовали в подавлении аграрных волнений. За «доблесть» и «старание» получали награды и благодарности царской власти.

Отмечая контрреволюционную деятельность церковников в годы первой русской революции, В. И. Ленин писал:

«нет счета тем гнусностям, которые чинят наши попы с нашей полицией».

В ответ на активные действия духовенства в защиту помещиков, их помощь царским карателям в подавлении революционных выступлений крестьяне развернули борьбу против церковников. На своих сходах они выносили решения о лишении церквей и монастырей земель и передаче их крестьянам, жгли и разоряли дома и хозяйства духовенства, монастыри. Нередко крестьяне расправлялись с церковниками.

Антиклерикальное движение народных масс в период первой русской революции было неразрывно связано с революционной борьбой, с движением крестьян, боровшихся за землю. На первом делегатском совещании всероссийского крестьянского союза 6—10 ноября 1905 года в Москве единогласно было принято решение об отчуждении без выкупа монастырских и церковных земель. Большевистская партия поддерживала требования крестьян о конфискации помещичьих, монастырских и церковных земель.

В воспоминаниях о революционной борьбе в Брянской губернии, посвященных демонстрации рабочих Брянска и Бежицы и расправе с ними 22 октября 1905 года, рассказывается:

«Пьяная босяцкая орда с лавочниками, полицейскими и купцами, с портретами царя, с трехцветными флагами, при напутствии попов, бросилась на мирно демонстрировавших рабочих. Казаки в конном строю стояли возле собора и служила прикрытия ем для этих «патриотов».

О том, что церковники благословляли черносотенцев, пишет в своих воспоминаниях один из участников демонстрации в Брянске 22 октября 1905 года И. Арапов.

В Брянском уезде нередко священники выдавали жандармам крестьян, на помещичьих постройках ставили церковные печати и тем самым запретили сжигать их. На судах священнослужители выступали против крестьян, обвиняли их в «незаконных действиях».

Естественно, что в обстановке широкого революционного движения рабочих и крестьян Брянщины такая неблаговидная деятельность церковников вызывала недовольство и возмущение народа, о чем свидетельствуют многочисленные антиклерикальные выступления. Вот что писал в своем отчете за 1908 год черниговский епископ Антоний:

«К великому сожалению, духовенство, как доносит благочинный 1-го округа Новозыбковского уезда, при готовности своей послужить народу в смысле направления его на путь общественного и государственного порядка и мирного жития, встречает по местам со стороны народа одну вражду к себе».

Благочинный приводит и конкретные примеры выражения враждебного отношения к духовенству.

«В селах Деписковичах, Рыловичах сельская молодежь пела революционные песни и призывала народ к расправе над попами. В одном приходе священник буквально убегал от злонамеренных лиц, решившихся публично его исколотить, в другом молодежь разбивала окна в доме священника. Приходилось, так же получать и заказные письма с рисунками в которых было нарисован гроб или револьвер и с подписью «за небрежное отношение к народу, ожидай!».

В заключение он констатирует:

«В общественной жизни ярко выступила в народе ненависть. Были такие месяцы в отчетном году, когда становилось страшно жить среди народа»

Небезынтересно отметить, что, по мнению руководителей церкви, большую роль в том, что народ освобождался от страха перед царем небесным, как и перед земным, сыграла антирелигиозная пропаганда учителей среди крестьян.

Черниговский епископ пишет в отчете:

«Учителя почти всех земских школ развращают население в религиозном отношении, а революционные идеи распространяются почти открыто».

 

Примеров враждебного отношения крестьян к духовенству было немало и в уездах Брянщины, входивших в состав Орловской губернии.

В начале 1907 года в Брянском уезде имели место нападения на священников в с. Голяжье, в с. Елисеевичи (был ранен священник Селиверстов), в с. Стеклянной Радице (нападение на священника Невструева), в с. Любохне (погром имущества священника Позднякова).

5 мая 1907 года епископ Серафим в телеграмме министру внутренних дел, призывая к усилению расправы с революционно настроенными крестьянами, сообщал, что в 1905 году в Орловской губернии было ограблено 30 церквей, а в 1906 году и в январе — марте 1907 года еще 70 церквей».

Как видно из приведенных фактов, крестьяне Брянщины, выступая против помещиков в годы первой русской революции, вели активную борьбу и против «крепостников в рясах», как метко назвал В. И. Ленин духовных лиц, против церкви, которая всегда была теснейшими узами связана с эксплуататорскими классами и служила защите их интересов. Трудящиеся осознавали, что церковники выступают в едином строю с царем и помещиками против народа. Характерна в этом отношении прокламация, выпущенная в 1905 году в с. Малый Кривец Новозыбковского уезда. В ней, в частности, говорилось: «Долго сосали нашу кровь паны-помещики, начальники разные да попы долгогривые. Долго мы терпели да молчали.»


*PS: Девушки в Брянске табуном записываются на маникюр к Арине. Потому что она делает качественный маникюр по доступной цене. Смотрите сами vk.com/manikur_pedikur_br.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ТОП Брянск это информационный портал для жителей и гостей Брянска. Основная идея сайта, это формирование полезных рейтингов, на основе которых, можно сделать тот или иной выбор. Так же, вы буде в курсе главных событий Брянска. При использовании материалов, активная ссылка на источник обязательна. © 2015-2020